МОДА и ОБЩЕСТВО
Иногда на первый взгляд может показаться, что мода слишком привержена к вычурному и легкомысленному, что она подавляет функциональное назначение платья. Однако, история знает много примеров тому, что именно мода некоторые явно функциональные виды одежды подняла до разряда модных вещей. Это тоже связано с выражением общественного престижа, с манифестацией образа жизни и взглядов на жизнь. Например, джинсы, первоначально являвшиеся исключительно дешевой рабочей одеждой, в определенный период и у определенной группы молодежи стали модным предметом их костюма. Интересным свидетельством взаимосвязи между одеждой и общественным положением людей является английское выражение для обозначения работников умственного труда: их называют, намекая на воротники их белых рубашек, "белые воротнички". Таким образом, умственный труд очень просто обозначается характерной частью одежды.
Мода в целом всегда стремится к молодому
и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. Сущность
моды - изменение - ближе динамичному темпу жизни молодых
людей. |
Карикатура 1881 г.: "Высоко поднятый бюст" |
Эта эмансипация вдохновила также и модельеров. Работающие женщины
отбросили излишние и неудобные в каждодневной жизни романтические
атрибуты. Женская мода 1920-х годов приобрела характерные особенности
мужской одежды. Смелое уменьшение длины женских юбок до колен,
отказ от корсета и короткая стрижка положили начало новому отношению
к форме одежды, которая отныне стремилась к простоте и широте
замыслов. Много-численная группа молодых потребителей, жаждущих
разнообразия и имеющих желание и возможность потратить на это
значительные суммы денег, также стала важным импульсом в создании
новых моделей одежды. Мода уже больше не обращается к "зрелому"
возрасту, а с уважением относится к молодежи и к её стилю жизни.
Между прочим, любая деятельность или даже всего лишь хобби требуют
соответственного выражения в одежде. После того как были, наконец,
решены проблемы фундаментальной целесообразности, мода завладела
одеждой: наглядный пример тому - женское платье и купальный
костюм.
Дамская одежда, в которой первоначально в качестве модной идеи были использованы элементы мужского костюма, на протяжении ряда лет превратилась в наряд, который мы сегодня называем классическим ввиду его неоспоримого функционального решения. Менялись длина юбок, ширина отворотов и величина пуговиц, но принцип стабилизировался. Что касается купального костюма, то здесь потребовались десятилетия, пока он обрел свою предельную форму. Сегодня у нас вызывают улыбку и первоначальное смущение, возникавшее при его создании, и не только от стыда по поводу необходимости обнажаться, и тяжеловесные попытки заимствова-ния различных деталей у других предметов одежды, прежде всего у белья. Но как только для купального костюма был найден "канон", он был сразу же перенесен обратно на дневное и прежде всего на вечернее платье, по крайней мере в решении верхней части.
Промышленное производство одежды, среди прочих преимуществ,
дало возможность сильно обогатить ее разнообразными вариантами.
Две исходные основные категории: повседневная, т. е. рабочая
одежда, и воскресный, т. е. праздничный наряд, распались на
длинный ряд специализированных костюмов: домашнее платье, выходное,
одежда для общества, вечерний наряд, одежда для отдыха, для
спорта, для путешествий и т. д. При этом отдельные виды одежды
оказывали влияние на другие. Казалось бы, от спортивных длинных
брюк очень далеко до вечерних туалетов, однако сейчас существуют
вечерние брючные костюмы для женщин.
МОДА и ПОЛ
По преданию, древний индийский закон угрожал тяжелейшим наказанием - смертной казнью через повешение - тем, кто осмеливался надеть платье, предназначенное другому полу. Эта традиция, в рамках истории развития костюма, свидетельствует о сексуальном значении одежды. Полярность полов, которая проявляется в разнообразнейших формах, нашла в одежде средство демонстрации, призыв и желание нравиться. Мужская активность обнаруживает в этом отношении убывающую тенденцию.
Кавалер Ренессанса использовал большое количество кружев, филигранные доспехи средневекового рыцаря представляли собой небольшое произведение искусства; церковь и городские законы критиковали чрезмерные украшения и расточительность в мужской одежде. Современный мужчина уже не воюет с мечом в руках под многоцветным знаменем своего короля, а лютни миннезингеров и пасторали сегодня тоже забыты. Атрибуты его значения в обществе более "цивильные", его ранг и чин скрываются за трезвым костюмом, который на первый взгляд вообще не отличается от других. Однако, кто может утверждать, что мужчина утратил стремление нравиться женщинам?
|
Карикатура 1927г.: "С чего это старый осёл так уставился? Он наверно никогда не видел женщин?" |
Женщины более эмоциональные и чувствительные, относятся к моде иначе, чем мужчины: прежде всего своим "продуктивным" отношением к одежде, т. к. изготовление платья всегда было традиционной женской работой. Это означает, что с древнейших времен женщина своим трудом активно участвовала в развитии формы костюма. Подчеркнутая эмоциональность женщин предполагает также более стихийное отношение к моде. Старейшее призвание женщин активно создавать жизненную микросреду дает ей более острое понимание деталей при стилизации внешности человека.
ЭПИЛОГ
Есть люди, которые слово "мода" произносят не иначе
как с пренебрежительным оттенком. При поверхностном рассмотрении
это действительно имеет привкус легкомыслия и сумасбродства.
В действительности же любое изменение в покрое платья является однозначным средством выражения глубокой человеческой тоски по переменам. На самом деле мода выражает весь стиль жизни общества, каждый человек в отдельности вынужден покоряться ей добровольно и с восторгом или пассивно и бездумно, она держит на поводу и тех и других. Она стала составной частью культуры повседневной жизни, она является иллюстрацией нашей жизни.
|